Лиля Хрустицкая Автор: Лиля Хрустицкая
Через тень — к Истине

Среди окружающих человека объектов и явлений есть нечто, что  является нашим порождением, «копией», причудливым образом, как мы думаем. Это наша тень. Живые и неживые объекты отбрасывают тень. 
Тени — игра света, а свет это Солнце. А солнце... и так далее.

Познаваема ли тень? Несет ли в себе информацию? Почему с самых древних времен тень наделяют мистическим содержанием, а в Древней Греции царство мертвых именовалось царством теней? Для чего дьявол  выторговал тень у Петера Шлемеля, доведя последнего до гибели?
Философ Платон, рассуждая о человеке и душе, в книге – диалоге «Государство» говорил, что люди — это узники пещеры. Скованные неведением, они видят на стенах отбрасываемые светом костра тени событий, происходящих снаружи, и принимают за истину эту игру.

Мысль об иной интерпретации теней возникла из первого поверхностного впечатления отнюдь не поверхностной аудиокниги Финна «Здравствуйте, Мистер Бог, это Анна». 
Книга об узнавании и раскрытии мира глазами пятилетнего ребенка. У героини — маленькой девочки Анны — исключительный дар задавать вопросы, на которые она требует от взрослых ответов, или железобетонно «ребром» изрекать такие ответы, которые, разворачиваясь в обратном порядке, рождают «сиквилионы» (слово Анны) вопросов: «Чем к большему количеству вопросов можно было попасть от одного ответа, тем полезнее был этот самый ответ».
Анна с жадностью и радостью познаёт мир. Она уверена, что всё  создано единым началом. Единое начало у Анны это мистер Бог — полный любви, обладающий здоровым чувством юмора и детской непосредственностью  «сообщник» юной любознательной бунтарки.  Который, ко всему, всегда рядом и готов поиграть. И в пользу реального существования которого Анна изобретает невероятное количество доказательств, убедительно очевидных.  Под обаянием общения с «юной мисс» многие взрослые начинаются задумываться и пересматривать свои взгляды.

По словам Финна (друга Анны и автора книги), «Анна нашла концы бесконечной цепи измерений. Одним из них была точка. Другим — мистер Бог.» Это  удивительно. Так, заинтересованный читатель, ведомый за руку невинным ребенком, открывает для себя мир недвойственности. Перефразируя Священное Писание, что утаивалось от мудрых и разумных, то открылось младенцам, или «устами младенца глаголет истина».

Но вернемся к Анне, Финну и «играм» с тенями. Наблюдая зимними вечерами за тем, как свет от фонаря оставляет причудливые отображения предметов на стене, завешенной импровизированным «экраном»,  Анна обнаружила, что тень не единообразна. Тень  сама производит  тень в форме, идентичной прообразу; затем, при перпендикуллярном воображаемом повороте по отношению к экрану вырезанной из бумаги проформы тени, образует «тенелинию» — тень тени тени. И таких линий может быть много, как бесконечно много форм и образов. Все линии сводятся в одну точку. И всё — дальше некуда. Но из этой точки силой воображения снова растет линия, из которой образ или предмет разворачивается во всей полноте в любой объект:

«Объект, по идее, вполне мог быть тенью чего-то гораздо более сложного, а оно, в свою очередь, — тенью еще более сложного явления, и так далее.» 
(Финн, 
«Здравствуйте, Мистер Бог, это Анна»)


Как приходим к мистеру Богу? 
Словами Анны вот так:

«Финн, <...> Понимаешь, у всех есть точки зрения, а у мистера Бога нет. У мистера Бога есть только точки для зрения. <...> у человечества бесконечно много точек зрения; у бога бесконечно много точек обзора. Это означает, что бог — везде<...> В конце концов, у мистера Бога не одна точка зрения, а бесконечное множество точек обзора, а цель жизни очень проста — быть, как мистер Бог.» 
(Финн, «Здравствуйте, Мистер Бог, это Анна»)


И нет  мистики тени. Тень выполняет определенную задачу. Не мы рождаем тень, а тень тени тени — точка, которая есть мистер Бог, — рождает нас и весь окружающий мир объектов. Вдыхает жизнь, наделяет характерами и непреодолимыми стремлениями к поискам истины — точки — мистера Бога — себя. 

Точка.