Святой наш учитель Бешт, да пребудет его душа на небесах, имел обыкновение погружаться в молитву Шмоне эсре* на несколько часов. Людям же, молившимся вместе с ним в его бейт мидраше**, людям этим трудно было ждать, пока он закончит молитву, потому как они бывали голодны и обыкновенно, закончив Шмоне эсре, шли домой и перехватывали что-нибудь, чтобы заморить червячка, а затем, возвратившись в бейт мидраш, находили Бешта, все еще погруженного в молитву Шмоне эсре.
Однако великие праведные раввины, его святое сообщество, не уходили домой, а ждали несколько часов, пока Бешт не закончит молитву Шмоне эсре. Однажды случилось так, что и они – святое сообщество его, – почувствовав великую слабость, поневоле вынуждены были пойти домой и перекусить чем Бог послал, чтобы восстановить свои силы. Но по расчету своему они знали, что по возвращении в бейт мидраш они застанут Бешта по-прежнему стоящим за молитвой Шмоне эсре, потому как дома они не задерживались. Сколь же велико было их удивление, когда они вернулись – и вот, Бешт уже закончил молиться. А у Бешта было заведено, что члены его святого сообщества всегда спрашивали его о всяких чудесных явлениях, которые они видели у него. И когда спросили его об этом, он ответил и сказал:
«Дети мои, я расскажу вам притчу.
Много людей стояло возле одного высокого дерева. Был среди них один человек с зоркими глазами, и он увидел, что на самой вершине дерева сидит одна птица, весьма прекрасная видом. Стал спрашивать всех – никто не видел птицы. И загорелся тот человек великим желанием подобраться к той птице и схватить ее, и так страстно возжелал он птицу, что не мог двинуться с места. Но из-за высоты дерева невозможно было подобраться к птице, а лестницы там не было.
Но так велико было его желание добраться до птицы, что он придумал взять людей, что стояли там, и ставить их одного на спину другому, пока не поставит всех друг другу на спину, он же залез, и встал выше всех, и дотянулся до птицы, и схватил ее.
Те люди, хоть и поспособствовали ему схватить птицу, несмотря на это, ничего о птице не знали. А тот человек без них никак не мог бы добраться до птицы. И если бы не было там, возле дерева, нескольких человек, а лишь только он один, не смог бы он схватить птицу.
И еще, пока стоял тот человек наверху на спинах тех людей, буде тронулся бы с места человек в самом низу и пошел бы себе в сторону, то попадали бы все, а тот человек, что захотел схватить птицу, не только бы не добрался до нее, но и упал бы на землю и сломал бы себе шею.»
Так же и тут. Когда я стою за молитвой Шмоне эсре, все миры открываются передо мной, включая и чертог Машиаха***, называемый в святом Зогаре**** «птичьим гнездом», как это известно знающим. И все мое желание и вожделение – попасть туда.
Если вы стоите со мной, пока я молюсь, я ставлю вас одного на спину другому, сам же лезу все выше и выше, пока не попадаю туда, и тогда делаю то, что я должен делать. Выходит, что все достигается благодаря вам, когда вы стоите со мной в моем бейт мидраше во время молитвы Шмоне эсре, хотя вам об этом ничего не известно. Но сегодня, когда вы разошлись от меня по домам, вышло, что и я упал оттуда, ведь я стоял на ваших плечах. Посему мне ничего не оставалось делать, незачем было продлевать молитву и я закончил молиться.
Из книги серии «Проза еврейской жизни»: Шмуэль-Йосеф Агнон. Расказы о Баал-Шем-Тове.
Примечания
*Шмоне эсре - одна из основных молитв в иудаизме
**Бейт мидраш - дом учения Торы, дом толкования
***Машиах - мессия, прямой потомок царя Давида, с чьим появлением произойдет возвращение всех иудеев в Эрец Израэль и воцарится на земле мир
****Зогар - это основная и самая известная книга из наследия каббалистической литературы