Как это обычно бывает у людей обыкновенных, а, может, и не очень обыкновенных, пришедшая в голову случайно (а случайно ли?) мысль или завиральная идея влечет за собой водоворот со-мыслей или со-идей. Так вопрос о существовании интуиции как способности у некоторых особо чувствительных личностей потянул за собой схоластические размышления о том, как мы формируем вокруг себя мир иллюзий.
Кажется, что интуиция и иллюзии суть явления одной природы, проистекающие из особенности человека - существа многогранного и непостижимого - фантазировать, нещадно эксплуатируя воображение (при условии наличия такового); мнить, тревожиться, нагромождать вероятности и случайности с закономерностями.
Так вот, по мнению некоторых мудрецов независимо от их теологической прикрепленности, человек постоянно порождает вокруг себя огромное количество сущностей-призраков. Это своего рода эманации дурных или добрых слов, поступков и мыслей. Воображение - это дитя мысли. Взяв за отправную точку какой-нибудь момент, событие, исход которого пока неясен, индивидуум начинает в уме предполагать и выстраивать варианты развития финала. Один из таких вариантов, при условии наличия разветвленного воображения, становится порожденной эфирной сущностью, предрешив результат. И выдается сакраментальная фраза: «я чувствовал(а) это». Это мнение автора об интуиции.
Что же до иллюзии, то, думается, она в некотором роде, следствие разбуженной интуиции в том смысле, в котором это было предложено выше. Автор сам понимает, что это притянуто за уши и более чем спорно (если кому-то захочется поспорить). Ну и пусть: а поговорить?
Но прежде начать пространные рассуждения о том, как мы формируем (или получаем в готовом виде?) иллюзии вокруг себя, припомним, что думают об этом великие умы прошлого.
Философия и религиозное видение
Платон утверждал, что воспринимаемая человеком реальность на самом деле это тени истинной реальности. В его известной аллегории пещеры люди видят только тени объектов и в силу ограниченности восприятия принимают их за реальность.
Авторитетный товарищ Кант из глубины Просвещения продвигает мысль, что иллюзии являются неотъемлемой частью человеческого восприятия, поскольку разум не может перейти границы чувственного, сенсорного опыта. Следовательно, и мир воспринимается людьми через призму собственной перцепции.
Или, вот, господин Артур Шопенгауэр, который говорил, что мир создан нашими представлениями, значит, нам и управлять этим миром, контролируя и подчиняя его своей воле.
Дальше и глубже, и шире в этом отношении отстоят мощные прожекторы религиозных и религиозно-философских верований. Они не просто определяют суть и происхождение иллюзий, но и призывают освобождаться от этого, чтобы достичь высшего блаженства, о котором только может мечтать живое существо.
В буддизме и индуизме, и в тех венах, артериях, капиллярах, по которым растекаются мантры и медитации, весь мир это майя — одна огромная иллюзия, создателем которой считается непомерное Эго, враг номер одни на пути к свету.
В христианстве идея о том, что мир может быть иллюзорным или недоработанным, подкрепляется разницей, по мнению некоторых апостолов, между материальный природой вещей, которая временна, и вечностью духовных ценностей.
Глубоко погружается (или, напротив, высоко поднимается) мистическая традиция иудаизма, известная как Каббала. В ее основе лежим понятие Тикун Олам (исправление мира) через осознание духовных истин и преодоление иллюзий материального мира для постижения Божественного замысла и единения с Вышним. Для этого, по мнению Пророков, мудрецов и глав поколений еврейского народа, необходимо мыслить рационально и изучать Тору, в которой сокрыты все ключи к пониманию миропорядка.
Психологические и личностные аспекты формирования иллюзий
Не будем особо углубляться в их анализ, достаточно в этом формате простого перечисления, чтобы иметь представление о том, чему, собственно, посвящено, настоящее словоплетение.
Уход от неприятной реальности или самозащита являются базой для «художественного» субъективного преображения ситуации.
Поверхностное или ошибочное восприятие потока информации, неспособность оценить обилие событий окружающего мира и выработать свое мнение; непробиваемая шаблонность мышления — все это тоже порождает иллюзорность, искажает реальность как в кривом зеркале.
Воздействие отдельных личностей или социальных групп на персональное восприятие формируют ракурс и убеждения, вовлекающие в поток коллективной иллюзии.
И, о! Средства массовой информации, телевидение, интернет, социальные сети — все!, мы тонем в этом водовороте, мы не слышим живого голоса природы, зова сердца и крови. Нам навязывают рамки, внутри них пустота, которую выдают за иллюзорную полноту жизни.
Мечты, амбиции, ошибочно сделанный выбор жизненного пути, направление поиска себя, самообман… Иллюзии множатся, разветвляются, укрепляются, убеждают в своей необоримой реальности. Стенка, что прячет от нас истину, очень тонка, но так умело замаскирован тот лаз, тот выход к пути, по которому можно вырваться из цепких лап майи, иллюзии, ашлаи ("אשליה" — ивр. «иллюзия») и прочих вселенских миражей.
Вот и получается, что как ни крути, а живем мы все-таки в мире иллюзий, порожденных в большей степени самими. Хорошо это или плохо — нам ли судить: мы в этом живем. Но распознавание и понимание этого может быть поможет приблизиться в вечному до боли вопросу, который рано или поздно задает себе каждый: «Кто я? Где я? К чему я приду?»
Эта заметка родилась под влиянием встречи с замечательным человеком, знакомым раввином. Захотелось поделиться своим озарением, что нащупав тоненькую межу между иллюзиями и реальностью, осознав разницу, можно двигаться в направлении самопознания и личного духовного роста...
Итак, как говорил Нисаргадатта Махарадж,
… в конце концов, иллюзию создаёт ум и ум же от неё освобождается. Слова могут усилить иллюзию, слова могут и рассеять её. Совсем не плохо снова и снова повторять одну и ту же истину, пока она не станет реальностью...
О чем это? Просто надо было закончить красиво статью…