Сатгуру и псевдогуру
Жанр: Адвайта-веданта
Дата: 25 октября 1990
Самое первое, что отличает одного от другого – это учение. Нужно понять, является ли оно его собственным творением, или основано на священных Писаниях. Не существует новых учений. Вам могут сказать: "Со мной случилось божественное откровение. Прилетела летающая тарелка, и мы отправились в далекую галактику, где я получил инициацию. Мне поставили задачу вернуться на Землю и спасти ее жителей. Я получил мантру, которой хочу поделиться с вами: "Гиббериш, гиббериш, гиббериш, гиббериш… Повторив эту мантру 25 раз, вы обретете просветление". Если учитель говорит вам нечто подобное и проповедует своё собственное учение, будьте осторожны. Но если он утверждает то, что было известно всегда, другими словами, он говорит вам, что вы – Атман, истинное Я, вы не тело, каким себя представляете, а высший разум, абсолютная Реальность, Единство, тогда вы на правильном пути, поскольку это не новое знание. Такие же слова вы найдете в Упанишадах, Ведах и других древних духовных трактатах. Если учитель утверждает, что открыл новое учение – это плохой знак.
Второй важный аспект – повседневная жизнь учителя. Вам нужно узнать, как он ведёт себя в обычной жизни. Может быть, этот человек встречается с сомнительными друзьями и напивается в ближайшем баре? Практикует ли он своё учение 24 часа в сутки или только тогда, когда даёт сатсанг? Узнайте, какой жизнью живёт этот человек.
И третий аспект – берет ли учитель деньги за сатсанг. Он может организовывать семинары выходного дня, стоимостью в 300 долларов, и обещать, что за это время вы обретёте просветление. Если это так, то будьте осторожны. Настоящее учение ничего не стоит, оно всегда бесплатно и вопрос денег даже не обсуждается. Конечно, мудрец оставляет всё, чтобы распространять Истину, поэтому его ученикам и последователям нужно заботиться о нём. Но это исходит из сердец людей. Сам учитель лично никогда не берёт никаких денег. Он может попросить о финансовой помощи для друга или кого-то ещё, но не для себя.