Лиля Хрустицкая Автор: Лиля Хрустицкая
Немного о самопомощи - заметки дилетанта

Как вытащить себя настоящего из себя страдающего?

Можно, конечно, как барон Мюнхгаузен, в буквальном смысле тянуть себя за волосы, но далеко ли так вытянешься. 
Большой выбор литературы самопомощи услужливо предоставляет готовый набор инструментов для такого дела. Суметь бы воспользоваться, и с чего начать. 
Казалось бы, всё на поверхности: вымети мусор из подсознания ("метёлка" в наличии: Юэлль Андерсон); измени легенду о себе, переверни вопросы ( поРАБОТАй с Кейти Байрон); следуй системе отпускания Дэвида Хокинса  и всё - лыжи смазаны, прямиком - в новую жизнь, к новому себе, где я не Я, и нет места большому "эго"... Познавай себя!

Но что такое познание себя? 

Часто слышишь от людей подобные фразы: "я себя знаю, я в той или иной ситуации поступлю так-то или так-то". И, кажется, действительно знают. Ну, реалистами себя называют, знающими свою натуру, склад своего ума, то есть, получившие высокую самооценку себя любимого.

Не провоцируя споры, с этим соглашаешься. Но как порой сложно объяснить самому себе поступки, которые не свойственны привычному руслу твоего поведения? Как объяснить себе мотивы и последствия действий, которые не хотел совершать, которые "как-то так само вышло, ведь я не хотел, я не должен был так сделать!"  Где связь между таким  "самопознанием" и реальностью произошедшего? Что двигало в момент "выхода" из строя системы знания себя, какие сработали импульсы, рефлексы? И что выплеснулось бесконтрольно наружу?

Метки..., меточки подсознания. То, что не отпустил, то, что не поддаётся контролю, когда бдительность сознательного упорядочивания поведения  усыпляется под воздействием различного рода факторов: эмоциональные выбросы, общая неустроенность вкупе с финансовыми неудачами, депрессия, алкоголь, наркотики. Это всё разрушает так самоуверенно выстроенную блокировочку  "я себя знаю, у меня не так как у других", и всё рушится: один выпавший из строя "винтик" и -тупик. 

А дальше? А дальше - метания: уход от себя, поиски путей возвращения к себе, слёзы,  панические атаки, горячие мольбы о прощении, если вдруг кто-то из близких пострадал в ходе вашей бесконтрольной эскапады…

Успокоиться. Нужно успокоиться. Вы можете выбрать любой из вариантов отладки своей системы:  можете получить полное "удовольствие" блуждать в лабиринте сознания, натыкаться на препятствия в тёмных уголках сбитого с толку ума; расспрашивать людей сведующих о медитациях, духовных практиках и об учителях - гуру в областях знаний, так или иначе связанных с человеческим телом-душой-психикой, - вы можете всё!
Но давайте попробуем по порядку.

Есть замечательная книга американского автора Юэлля Стэнли Андерсона - мыслителя, психолога, духовного естествоиспытателя, который нашел себя в таком многообещающем жанре как "самопомощь" - self-help. Да, он здесь не первооткрыватель, далеко нет.
Ещё Сократ, вопреки опасности быть казненным, увещевал современное ему окружение не пренебрегать своим душевным равновесием и здоровьем.

Стоик Зенон Китийский, древнегреческий философ, утверждал, что вся проблема человека в эмоциях, которые есть продукт нашего ума, представлений и мнений об окружающем мире, но нам, людям, изначально дана свободная воля и способность  перевернуть своё сознание и продюсировать собственные эмоции. Ключом к правильной жизни, по мнению Зенона, является добродетель в сочетании гармонии с природой.
Это созвучно современным представлениям о духовном росте человека: осознавание, очищение от негативных мыслей и отрицательного восприятия дышащей вокруг действительности.

С тех давних пор  идеи о том, что значит "жить по смыслу, со смыслом, жить хорошо" неизменно привлекали пристальное внимание духовных лидеров разного толка, которые формировали вокруг себя кружки, сообщества, тысячи последователей. Всё это выливалось во всевозможные направления, течения, философские и псевдорелигиозные культы и прочее, прочее.
 
Вся прелесть "самопомощи" (а мы говорим о ней) - этого направления самореализации, самопознания и самоисследования - состоит в том, что каждый из авторов, испытавших силу возрождения своего духа, привнес в это популярное направление новизну и наполненность своего мышления и своего опыта из всего могообразия физического пребывания и деятельности человека в мире.

Вернёмся ненадолго к Юэллю Андерсону. Совершенно очевидно, что человек он был не простой, и вся его активность, реализация которой в разных ипостасях давала  ему хлеб насущный, стала толчком к осмыслению, кто есть человек и что управляет им в реальности; почему многим так трудно приходится в жизни на всех уровнях - бытовом, нравственном, духовном; почему всегда стремящийся в большинстве случаев к благу человек не может испытать по-настоящему чудесную благодать от осуществления желаемого, то есть попросту, не может добиться никаких улучшений в себе и окружающей реальности и обрести то самое, истинное, желаемое благо, основанное на спокойствии, любви и гармонии.

Тем и замечателен жанр "самопомощь", что даёт руководство к практическому применению, ответы на конкретные вопросы. Более того, Юэлль Стэнли Андерсон, автор книги "Ключ к подсознанию. Три магических слова - секрет секретов", последовательно-убедительно ведет своего вдумчивого слушателя-читателя к радикальному изменению сознания через выкорчевывание угнетающих меток подсознания, которое в конечном итоге неминуемо должно, и не может не привести к самому главному для каждого человека - найти себя! И, главное, обрести в своей жизни тот штурвал, которым уверенно можно будет управляться, привлекая в свою пользу правильные события, нужные вещи, теплых и любящих людей.