О мальчике по имени «Золотое богатство»

Рассказывают, Победоносный* пребывал в Шравасти, в саду Джетавана, который предоставил ему Анантхапиндада, в окружении монашеской общины. В то время в том городе жена одного домохозяина родила мальчика, которого назвали Серъиг, или «Золотое богатство». Был тот мальчик прекрасно сложен и столь восхитительно красив, что в мире не было равных ему. 

Младенец появился на свет с ручками, сжатыми в кулачки. Родители мальчика очень удивились. «Это добрый знак», – подумали они, а когда разжали кулачки и посмотрели, то на каждой ладони ребенка оказалось по золотой монете. Родители очень обрадовались и взяли золотые монеты, а на месте взятых монет появились новые, а затем еще и еще. Так родители и кладовую наполнили золотыми монетами, взятыми с ладоней ребенка, но монеты в руках мальчика все не иссякали. 

Когда ребенок подрос, он сказал родителям: 
 – Разрешите мне вступить в монашество. 

На это родители ответили: 
 – Поступай согласно своему желанию. 

Тогда мальчик Серъиг пришел к месту пребывания Победоносного, приветствовал его земным поклоном и высказал следующую просьбу: 
 – О Победоносный, яви мне милосердие свое, стань моим наставником и разреши мне вступить в монашество. 

На это Победоносный отвечал: 
 – Юноша Серъиг, разрешаю тебе вступление в монашество. 

Получив разрешение Победоносного, Серъиг сбрил волосы, облачился в монашеское одеяние и предался благой монашеской жизни. Когда же прошло установленное число лет, Серъиг, приняв решение вступить в монашескую общину, обратился к членам общины с просьбой о посвящении. Когда он в соответствии с чином совершал преклонения перед членами посвящающей общины, то там, где он касался руками земли, каждый раз оставалась золотая монета. Таким образом все, перед кем он совершал поклон, стали обладателями золотых монет. 
Приняв посвящение, юноша усердно предавался созерцанию и стал архатом**. 

Тогда Ананда, обратившись к Победоносному, сказал: 
 – О Победоносный, за какие благие заслуги в прошлом этот монах Серъиг от рождения и вплоть до настоящего времени обладает золотыми монетами? Да соблаговолит Победоносный поведать мне об этом. 

И Победоносный сказал Ананде:
 – Я поведаю, а ты слушай внимательно и крепко запоминай.

 – Именно так и буду слушать, – отвечал на это Ананда.
И Победоносный рассказал следующее.

Давным-давно, девяносто одну кальпу*** назад, Будда Канакамуни****, придя в мир, святым Учением сотворил живым существам столько благих дел, что их не пересказать и не перечислить. Тот Будда в сопровождении монашеской общины ходил по стране, а высокородные и богатые домохозяева приглашали его на различные угощения, приносили жертвы ему и всей монашеской общине. 

В то время жил один бедный человек, не имевший никакого достояния. Он занимался тем, что ходил в горы, собирал хворост и продавал его. 
Как-то раз этот бедняк, получив за проданный хворост две медные монеты, увидел Будду, направляющегося в сопровождении монашеской общины в царский дворец на угощение. Бедняк очень обрадовался и преподнес Будде две медные монеты, который тот в милосердии своем принял. 

И тут сказал Победоносный Ананде:
 – Бедняк, который в то время преподнес Будде и монашеской общине две монеты, на протяжении девяносто одной кальпы постоянно возрождался с золотыми монетами в руках, и никогда не истощались его материальные блага. Он-то и есть нынешний монах Серъиг. И хотя этот человек не обрел сразу уровня архатства, однако для будущего были бесчисленны созревшие плоды его благой заслуги. И поэтому-то, Ананда, все живые существа должны усердствовать в делах даяний. 

Ананда и все многочисленные окружающие, выслушав поучение Будды, исполнились почтения и веры. Некоторые в силу этого обрели духовный плод вхождения в поток, некоторые обрели благо одного возвращения, невозвращения или архатства; у некоторых  родились помыслы о наивысшем духовном пробуждении, а некоторые стали пребывать на стадии анагаминов*****. И все окружающие воистину радовались рассказу Будды.


Источник: oum.ru/literature/buddizm/o-malchike-Zolotoe-Bogatstvo/

Примечания: 
*Победоносный (Бхагаван) - эпитет Будды, который одержал победу над четырьмя демонами, которых называют также марами. Это демон омрачений, затемняющий способность сознания к всеведению; демон всепроникающего страдания; демон неконтролируемой смерти; демон страстных желаний, вожделения.
**Архат - человек, полностью освободившийся от демона омрачений и вышедший из колеса Сансары. Это бодхи, наивысшая степень просветления, согласно раннему направлению буддизма.
***Кальпа - единица измерения времени в буддизме, равная немыслимому для обычного человеческого понимания количеству лет.
****Будда Канакамуни - пятое воплощение Будды (по одной из версий, хотя вопрос неоднозначный).
*****Анагамин - в буддизме частично просветлённый человек, третья из четырёх стадий просветления. После смерти анагамин перерождается на небесах Чистых обителей, где и достигает уровня «архат» (см.выше)