Лиля Хрустицкая Автор: Лиля Хрустицкая
Заметки о Роберте Адамсе

Тихий чуть поскрипывающий голос, возвышающий предложение в начале и уводящий в глухую глубину в конце: именно таким слышится голос Роберта Адамса в записи оригинального сатсанга. Сказать, что поразил, - нет, но чувствуется благоговейная тишина вокруг. К нему прислушиваются, затаив дыхание. Почему? Что особенного в этом седовласом лысеющем мужчине, разбитом болезнью?

Смотрю на фото: глаза - удивительные глаза, с безуминкой, в которых всё, что невозможно постичь. Невозможно понять: что есть «Я» и что до Я, как заставить мышление «замолчать», чтобы открыть источник чистого сознания – источник пробуждения, просветления; пространство покоя и гармонии.

Как совместить это с привычным кругом того, что есть моя жизнь. Она, жизнь, не кажется мне пустой. Да, в чём-то кривовата, не причёсана, не соответствует идеалу. Но она моя, всеми видимыми и невидимыми нитями связанная с ещё огромным количеством людей, отношений, дел. Что-то в ней мне нравится, что-то я стремлюсь исправлять. А тут мудрый человек говорит, что всё это сон, «матрица», въевшаяся маска существования; что меня, моего «Я» нет. То есть, конечно, есть, но где-то очень-очень глубоко, заваленное и забарахленное реальностью бренного существования, беспокойным Эго.

Кто он, Роберт Адамс? Человек из космоса или один из вестников сокровенных знаний на земле? За какие заслуги отмечен он благом просветления?

Все посвященные знают историю Роберта, передающуюся из воспоминания в воспоминание практически одними и теми же словами - его рассказ о том, что ещё в самом раннем возрасте у него случались необъяснимые видения в образе седого старца, который говорил на непонятном языке. Как показало время, это привело его в Шри Раманаашрам, и старец был не кто иной, как мудрец Шри Рамана Махарши.

Был ли учеником Раманы Махарши Роберт в привычном нам понимании? На этот вопрос нет возможности ответить однозначно. Из сатсангов самого Адамса и по воспоминаниям близких ему людей, Роберт приехал в Индию в Раманаашрам уже будучи молодым человеком с отметиной «не от мира сего», как признавали многие, в том числе и его мать, которая водила сына в подростковом возрасте по психотерапевтам и психиатрам, пытаясь выяснить причину необычного поведения мальчика и вернуть его на путь «как всех людей».

Думается, что в душе Роберт только посмеивался над эскулапами от психологии, традиционно задававшим один и тот же вопрос: «Роберт, кем ты хочешь быть, когда вырастешь?»

Может, ещё не до конца осознанно, но на тот момент он понимал, что «быть» не про него, что он уже есть, и Он есть что-то особенное: личность, обладающая уникальными способностями получать желаемое и спокойно относящаяся к своему «иному» состоянию души и тела.

Он пробудился в возрасте четырнадцати лет, и пять лет спустя поехал в Индию. Там, у Раманы, он понял и принял природу своего пробуждения.

Все эти сведения можно почерпнуть из откровений самого Роберта Адамса в аудиозаписях его многочисленных сатсангов. Это его сторона нематериального реализованного существования, его состояние сахаджа самадхи .

Каким же, с другой стороны, он был на самом деле, Роберт, вернее, - его воплощение в материальном мире?

Есть свидетельства его современников, тех, с кем он сталкивался в жизни, что большинство историй, которые Роберт рассказывал, - о его тесном контакте с Раманой Махарши, с Нисаргадаттой и с другими гуру, о долгих годах, проведенных в Индии после смерти Бхагавана Раманы, о его пребывании на Аруначале, святой горе (символ колонны света Шивы) и подобные этому рассказы, являются не более чем выдумкой самого Роберта. Мотивируется это тем, что его никто там не видел, его нахождение в Раманаашраме никак не зафиксировано, а также тем, что для поездки и длительного путешествия по другому континенту требуется немалое количество материальных средств, коих у Адамса не предполагалось: «Когда я знал его, его семья была практически разорена, и он едва сводил концы с концами в качестве управляющего квартирами», писал некто Стивен Строут, говоря в одном из интервью об Адамсе.

Ранее упоминалось то о наследстве тётушки Роберта в сумме 14 000 долларов, то о наследстве его жены, которое будто бы позволило ему совершать поездки. Как видим, неприглядность социально-материальной стороны жизни и злые языки не обошли Роберта стороной.

Но касалась ли его самого эта неприглядность? Ведь Роберт находился, как писалось выше, в состоянии сахаджа самадхи — полной очищенности от кармических привязок и неосознанного потока мысли. Если внимательно слушать сатсанги Роберта Адамса, которые он проводил в кругу своих преданных, то в его ответах на вопросы, в его исповедях, как он сам это называл, нет навязывания своего учения другим, а улавливается подталкивание к тому, чтобы вопрошающие сами почувствовали и сумели бы дать ответы на свои же вопросы.

Всё, о чём говорит Роберт, - это заботливость, милосердие, любовь, вежливость по отношению к другим людям, благожелательность.
Почему он говорит, что нет причин, а соответственно, и следствия?
О себе он сам говорит, что он сам есть окончательное единство. 
Отношение к своей болезни у него очень насмешливое, ведь он видит только совершенство, пустоту, то самое окончательное единство.
Вещи не такие, какими они кажутся. Все совершенно в таком виде, в каком оно есть.
Мир есть отражение ума человека, вселенная существует, потому что существуем мы.
Никто не рождался и никто никогда не умирает.
Но это исповедь Роберта, это его мир, его просветление.
Он так комфортен, так лёгок и так совершенен в своём состоянии.
Высшая форма существования — это спокойствие ума.
Какие бы мысли не приходили в голову, нужно просто спрашивать себя, к кому приходят мысли, кому нужно постоянно что-либо делать. Почему мы не деятели? Почему мы не должны думать о работе или не о работе? – Потому что все предопределено.
Чем больше мы о чем-либо беспокоимся, тем сильнее это оно становится.
Например, страх бедности? - Нужно доверять силе, которая внутри нас, и всё будет хорошо.
Для истинного Я богатство и бедность — это одно и то же.
Нужно осознавать, кто мы есть. Когда есть истинное Я — мы всегда богаты. Эго — это страдание.
Мы не можем изменить внешние обстоятельства, потому надо работать над собой. Что мы есть на самом деле? Как сделать себя счастливым до глубины души осознанием того, что мы счастливы и что счастье — это состояние ума? Быть собой — и знать что делать.

Мы пришли на эту землю не для того, чтобы страдать, а для того, чтобы найти себя и быть счастливым. Пока человек не пробудится в этой жизни, то будет возвращаться сюда снова и снова; снова и снова искать себя для обретения счастья, любви и покоя. Тогда можно будет сказать, что предназначение истинного Я на этой земле абсолютно выполнено.

Пишут, что Адамс и его учение (которое — не учение, как говорил сам Роберт) не было популярным при жизни. Просто Учитель сам избегал общения и усиленного внимания к своей персоне. Говоря его словами, «Истинный Мудрец не хочет сделать себе имя и избегает славы, как чумы. Если Мудрец превзошел эго, то зачем ему нужны имя или слава? Если Мудрец утверждает, что он просветлен, то зачем такому существу желать известности? Зачем ему иметь последователей, писать книги, рекламировать себя, давать интервью в журналах и по телевизору? Можете ли вы себе представить, чтобы настоящий мастер делал что-то подобное? Для чего?»

Где ты Сейчас, Роберт Адамс, в каком астральном мире реализуешь своё Здесь, свою свободу?

Если помнить его слова, его манеры, речь, юмор, его огромные глаза,- может, и мы будем свободны с ним.